автор Конон Наталья
любое полное или частичное цитирование, только с разрешения автора и со ссылкой на первоисточник

Развитие щенка, его будущие психотипические особенности закладываются ещё внутриутробно.
Влияние матери на будущее поведение потомков огромно.  На то,  в каком состоянии она находится в период беременности, влияет и её собственная наследственность и окружающая среда. Маловероятно получить психически полноценных детей от истеричной суки постоянно находящейся в состоянии стресса.
Так же даже если сама сука имеет хорошие генетические задатки, но находится в стрессе из-за окружающей обстановки надеяться на полноценное потомство не приходится.
Однако чем разнообразнее жизнь матери, чем больше нервных импульсов  проходит в её организме,  тем более развитыми и приспособленными к психическим нагрузкам  будут её малыши. Чем более доброжелательна и приятна обстановка вокруг матери тем более эмоционально развиты будут  её дети.

И вот чудо рождения состоялось. Начинается  постнатальное развитие.

  Мне бы хотелось  разделить само понятие  «развитие щенка» на составляющие:

Сенсорное развитие щенка -   это развитие его восприятия и формирование представлений
о внешних свойствах предметов: их форме,  величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
и о среде:  температуре, осадках, ветре и т.д  за счёт накопления сенсорного опыта и развития сенсорных систем (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус)

Чем больше будет сенсорный опыт щенка, тем  проще он будет  адаптироваться в дальнейшей жизни ко всему новому.

Социализация -  социальное развитие, то есть развитие социального поведения щенка, иными словами, умения общаться с себе подобными

Социальная адаптация  -  адаптация щенка к жизни в человеческом обществе, то есть обучение правильным реакциям на всевозможные живые и неживые объекты.

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития  щенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. (Сенситивные периоды или импринтинговые окна)
Мне бы хотелось ещё отметить, что щенку (как любому  живому существу) первоначально проще адаптироваться  к   раздражителям  естественного происхождения ( трава, дерево, шум ветра, леса, птицы) А по мере накопления опыта и тренированности нервной системы  малыш  будет готов воспринять и более сильные и непривычные раздражители (городские покрытия, шум города )  Кроме того желательно чтобы он имел возможность постепенного расширения жизненного пространства  и знакомства  с окружающим миром.

Периоды постнатального развития
Развитие индивидуального поведения у собак хорошо изучено, в нем можно четко выделить пять периодов: Неонатальный (первые две недели жизни),

переходный (третья и четвертая недели жизни),

социализации (с четвертой по двенадцатую недели).

 и ювенальный, а затем взрослое состояние.

 Начало и завершение каждого периода не строго определено, а меняется в зависимости от индивидуальных особенностей животного.
Природой в естественной среде предусмотрены все условия  для правильного развития детёнышей. Сука и стая имеют генетически заложенную программу поведения для этого.
При развитии малышей в питомнике, эти условия, максимально приближенные к естественной программе, должен обеспечить заводчик. Кроме того вписать в эту программу ЧЕЛОВЕКА.

Неонатальный период
Способность щенка реагировать на окружающую обстановку в этом возрасте очень незначительна, большую часть времени он спит. Поведение новорожденного щенка ограничивается общением с матерью. Возле её тёплого брюха, когда он сосёт её вкусное молоко он ощущает себя наиболее комфортно и защищено.
И это самое время включить в программу познания мира ЧЕЛОВЕКА. С первых дней можно поглаживать во время кормления лапки малышам, чтобы самые блаженные мгновения ассоциировались с человеческим запахом и прикосновением человеческих рук.
В этом возрасте щенков брать на руки необходимо  очень осторожно. Это подготовит малышей к дальнейшему развитию.
Переходный период
Примерно к концу второй недели жизни у щенков начинается переходный период развития нервной системы и поведения.
Как только малышам становятся доступны новые ощущения, щенки начинают видеть и слышать, приходит время познакомить их с голосом человека и его внешним видом. Во время сосания продолжая поглаживать лапки следует издавать звуки созвучные чмоканью малышей (смк-смк-смк), т.е знакомому для них звуку и вводить новый (например тихо-тихо или  опа-па-па), который будет впоследствии их успокаивать т.к ассоциируется с приятным. В это же время я ввожу  щелчок кликера, чтобы связать его  с самыми счастливыми моментами.
На следующем  этапе  можно начать учить малышей терпению и манерам. Придержите малыша, не пуская к соскам. Он начнёт скулить и вырываться. Прикасайтесь к нему, успокаивайте голосом (тише-тише, па-па-па, смк-смк).
Как только затихнет хоть на долю секунды – отпустите к соскам. Этим вы покажете малышу, что за самоконтроль даётся награда, за попрошайничество и агрессию – нет. Уже с этого возраста будущая собака должна уяснить, чтобы что-то получить - нужно что-то сделать. В этом нет ничего ужасного. Сука в естественных условиях поступает так же. Как только малыши начинают двигаться, она, приходя кормить их, проходит над ними, давая почувствовать запах и ложится в отдалении. Малыши вынуждены искать её. Кто справился, тот лучше поел. Щенок же который мечется возле сосков, всех расталкивает и суетится  наказывается.
Для дальнейшего полноценного развития малыши должны иметь возможность постепенно расширять границы жизненного пространства и знакомится с различными поверхностями, предметами  и их свойствами. Всё это будет развивать сенсорные системы, моторику  и нервные процессы.  Причём начинать лучше с раздражителей естественного происхождения (дерево, трава, гравий, шум ветра, шум леса, пение птиц)
Однако следует учесть что развитие малышей идёт по  разному и они должны иметь возможность знакомиться с миром соотносительно собственных возможностей. Форсирование событий в это время чревато.
Однако и в этот период, когда малыши по врождённой  программе  обращаются за помощью к матери, человек может и должен занять её место. Вместе с сукой, помогите щенкам преодолевать осторожность перед неизведомым, вместе отдаляйтесь всё дальше от гнезда, подбадривайте малышей, и они сызмальства,  усвоят, что  человек – вожак.
Чем больше они познают в этот период, чем больший сенсорный опыт получат, тем легче будут приспосабливаться ко всему новому в дальнейшей жизни. Чем большее место в познании мира в этот момент занимает человек, тем более ориентированы  на него в дальнейшем будут щенки .

Для развития слуха щенка и ознакомления его с непривычными раздражителями полезно периодически негромко включать радио или телевизор. Можно также,  записав на магнитофон различные звуки, с которыми щенок должен познакомиться  (стук, свист, треск, музыка,  шум поезда, звуки метро, сигнал машины) воспроизвести их малышу. Это поможет формированию слухового восприятия у щенка и подготовит его к социальной адаптации.

Период социализации и его значение.
Приблизительно к концу четвертой недели жизни щенок входит в период социализации, которые продолжается до двенадцатой недели. Предыдущие периоды характеризовались изменениями в основных сенсорных системах и моторике, а в этот период происходит быстрое развитие социального поведения щенка.
В процессе раннего общения щенков зарождаются также первые признаки социального поведения.
В этот период становится особенно заметно, как щенки начинают активно общаться друг с другом, с матерью и с теми, кто их окружает. С точки зрения формирования поведения и характера собаки, это наиболее важный период в жизни щенка.
В этот момент также очень важно влияние матери на щенков. То чему она может их научить. Если сука благовоспитанна, спокойна и малыши каждый день видят, как она общается с людьми, как подчиняется им, сотрудничает с ними это идёт им на пользу. Если сука нервная, истеричная, не воспитанная, то и детей своих ничему хорошему она научить не может. У нас в питомнике в этот  важный период малыши общаются не только с матерью, но и с другими собаками, разных пород, разного возраста, разного пола. Это приучает их к правилам общежития, учит вести себя достойно в любой ситуации. Они выучивают правила поведения в стае, знают, как общаться со старшими, как правильно извиниться, позвать играть. Выучивают демонстрации, учатся ими пользоваться и считывать их. Эти знания очень важны в будущем для собаки. Не научившись в детстве общаться с сородичами, пёс будет вечным изгоем, и от этого будет недостаточно уверен в себе, что влечёт за собой неврозы.
В этот же период заводчик закладывает в своих малышей основы социальных взаимоотношений с человеком. Большую роль здесь играет наличие взрослых воспитанных собак. Малыши изначально видят, как ведут себя старшие и это закладывает в них правильную программу поведения.
В то же время задача заводчика продолжить развитие стереотипа «просто так ничего не даётся». Ласку и еду малыши должны ЗАРАБАТЫВАТЬ.
Обычно, в таком возрасте, чтобы  добраться  до мисок, моим щенкам приходится преодолевать «полосу препятствий» из барьерчиков, горочек, проходить мимо развевающегося полиэтилена, по разным покрытиям или проползать под чем-нибудь, проходить тоннельчики. Препятствия делаются из подручных средств и постоянно меняются.(сейчас разрабатываются и продаются готовые «щенячьи площадки» ) В азарте, стайкой, малыши и не замечают что тренируются. Зато как истинные хищники «добывают и зарабатывают» еду, что прекрасно вписывается в естественную программу развития псового.
Однако нужно помнить, что восприимчивость, необходимая щенку для формирования социальных связей, делает его в этот период  очень уязвимым для психологических травм. Его легко испугать. Поэтому знакомство со всем новым должно быть постепенным и осторожным. Самое лучшее это длительные прогулки в сопровождении взрослых воспитанных собак, когда малыши чувствуют защиту стаи, видят, что старшие спокойно реагируют на окружающую обстановку и могут сами  спокойно, последовательно изучать окружающий мир, набираясь постепенно знаний и опыта. А главное уверенности в себе и своих возможностях.
Большую роль во время таких прогулок, конечно, играет и человек. Помогая щенкам расширять границы  познания, поддерживая и поощряя их,  заводчик укрепляет в них веру в ЧЕЛОВЕКА-ВОЖАКА.
Кроме этого именно в этот период необходимо приучить щенков ко всем манипуляциям, необходимым для ухода за взрослой собакой. Осмотр зубов, чистка ушей, подстригание когтей, расчёсывание. Для таких пород как, например скотч-терьер, это щипка, стрижка, приучение к  грумировочному столу, машинке, ножницам.
Для любой шоу собаки это расчёсывание, ножницы, стол, стойки, спреи.
Желательно приучить к нахождению в клетках и переносках.
Если не сделать этого, в дальнейшем у владельцев возникнут сложности  со всеми этими процедурами.
Для любого заводчика очень важно как сложится  жизнь его малышей в новых семьях, и во многом это зависит именно от того чему был научен и к чему приучен щенок в  период социализации в питомнике.

 

Социальная адаптация.
До момента прививок и окончания карантина малыши обычно не покидают свой питомник, но основы социальной адаптации закладываются именно там.
Правильное планомерное развитие в предшествующие периоды, максимально приближенное к природной программе, развитая моторика,богатый сенсорный опыт, налаженный контакт с человеком  и вера в него как в вожака являются базой для дальнейшей социальной адаптации собаки.

 

 

 

значение сенсорного и общего развития щенка в питомнике